История возникновения искусства ночных воинов, как и их деятельность полна неизвестности. Многие организации эксплуатируют ореол таинственности, но только в Древней Японии её смогли сделать главным оружием. Но скрытность, которая ставит перед историками столько неразрешённых вопросов, была не самоцелью, а жестокой необходимостью, вызванной самим происхождением ниндзютсу.

  Если внимательно рассмотреть духовную составляющую ниндзютсу, становится очевидным её материковое происхождение. В этом нет ничего необычного, многие боевые системы берут начало в Тибете и Древнем Китае. Влияние китайского даосизма проявляется в концепции единства и борьбы противоположностей Ин – Йо (Инь - Янь в первоисточнике), взятой на вооружение основателями мистико-эзотерического учения ниндзя. Не последнюю роль в становлении этого учения сыграл очень популярный тогда Дзэн-будизм, обогатив его принятием внутренней пустоты, как необходимого условия для медитативных практик.

  Присутствует в ниндзютсу и дух тантрического буддизма , распространённого в горных монастырях Тибета. Берущий начало в индийской «Вишудхимагге», тибетский тантрический буддизм основывается на триединстве тела, речи и мысли Будды - «Санмитсу». Тело Будды постигалось путём работы с внутренней энергией – Ци, с которой так или иначе связано большинство боевых систем. Следование «Санмитсу» позволяло достигать сверхъестественных возможностей тела и сознания.

  Прародительницей ниндзютсу как законспирированной военной организации можно считать движение «Люгаймэнь» («Врата учения нищих монахов»). Уникальное в своём роде движение возникло во времена гонений на Дзэн-буддизм. После разрушения легендарного Шаолиньского монастыря, в условиях постоянного преследования монахи выработали великолепную систему выживания, основанную на секретности, самозащите и самообеспечении. Не последнее место в ней отводилась психологической подготовке к действию в агрессивной среде, которое уравновешивалось учением о гармоничном устройстве Вселенной.

  Буддизм и даосизм попали на территории Японии в середине I тысячелетия. Более мягкие и эзотерические, чем традиционный синтоизм, учения быстро завоевали широкое признание масс. Это не могло не обеспокоить власти, которые прекрасно знали, к чему подобный процесс привёл в Китае. Начались гонения на религию, проповедников убивали, а храмы разрушали. Не будем давать моральных оценок произошедшему, тем более что в большинстве своём проповедниками были монахи-люгай, которые понимали, что последует за их деятельностью. Для нас важно другое, что их знания, в условиях террора власти, оказались как нельзя кстати, для укрывшихся в горах буддийских общин. Однако не стоит думать, что единственной движущей силой событий того времени было столкновение религий. Не последним было и недовольство народа. Поэтому в ряды общины вливались разорившиеся и обездоленные крестьяне, а иногда и разбойники.

  Гонения только увеличили популярность опальных религиозных течений и дискредитировали правителей в глазах простых людей. Росту популярности способствовало и то, что общины не смотря на секретность, не становились закрытыми и принимали не только мятежников, но и разные идеи. В их духовной практике причудливо переплелись аскетизм, синтоиский шаманизм и даже культ горных божеств. Из этого «плавильного котла» родилось новое учение – «Сюгэндо» («Путь овладения сверхъестественными силами»).

  Основателем сюгэндо считают Эн-но-одзуну (634-703 гг.). Пятнадцатилетним юношей он покидает богатых и знатных родителей и становится монахом. Прочтение эзотерических буддийских писаний убеждают его в необходимости познания истины, через уединение и аскетизм. В течение тридцати лет отшельник изучает тибетский тантрический буддизм, китайский даосизм, отечественные культы и пытается их объединить, в результате чего получается сюгэндо.

  Учитывая историю возникновения, новое учение не могло не найти отклик в народе, проявившийся в большом количестве последователей. Мы уже знаем, как в таких случаях поступали правители Древней Японии , не сделали они исключения и на этот раз. Вся полнота власти в то время принадлежала официальной церкви с подачи, которой в 718 году, общинам отшельников, была объявлена война на уничтожение, а сюгэндо объявлено опасной «буддийской ересью».

  Не удивительно, что в сложившихся обстоятельствах остро встал вопрос самозащиты. В 764 году после поражения в мятеже Фудзивара, к общинам сюгэндо присоединилось большое количество профессиональных воинов. Они послужили основой для образования особого сословия – Сохэй, которое должно было защищать проповедников, охранять храмы и вести разведывательную деятельность.

  Большое влияние на военную мысль того времени оказала работа Сунь-цзы о ведении войны. В Японию трактат попал только в 6 в. и сразу стал очень популярен в образованных кругах общества. Многие идеи, изложенные в нём, актуальны и по сей день, а глава о шпионаже до сих пор эксплуатируется всеми спецслужбами мира. Нам с вами уважаемый читатель она то же не безынтересна, так как вместе с трактатом и его позднейшими дополнениями послужила учебным материалом для военачальников ниндзя.

                                                           
                                                                            Использование шпионов (отрывки):

- Знание наперед нельзя получить от богов и демонов, нельзя получить и путем заключения по сходству, нельзя получить и путем всяких вычислений. Знание положения противника можно получить только от людей.

- Поэтому пользование шпионами бывает пяти видов: бывают шпионы местные, бывают шпионы внутренние, бывают шпионы обратные, бывают шпионы смерти, бывают шпионы жизни.

- Все пять разрядов шпионов работают, и нельзя знать их путей. Это называется непостижимой тайной. Они — сокровище для государя.

- Местных шпионов вербуют из местных жителей страны противника и пользуются ими; внутренних шпионов вербуют из его чиновников и пользуются ими; обратных шпионов вербуют из шпионов противника и пользуются ими. Когда я пускаю в ход что-либо обманное, я даю знать об этом своим шпионам, а они передают это противнику. Такие шпионы будут шпионами смерти. Шпионы жизни — это те, кто возвращается с донесением.

- Поэтому для армии нет ничего более близкого, чем шпионы; нет больших наград, чем для шпионов; нет дел более секретных, чем шпионские. Не обладая совершенным знанием, не сможешь пользоваться шпионами; не обладая гуманностью и справедливостью, не сможешь применять шпионов; не обладая тонкостью и проницательностью, не сможешь получить от шпионов действительный результат. Тонкость! Тонкость! Нет ничего, в чем нельзя было бы пользоваться шпионами.

- Если шпионское донесение еще не послано, а об этом уже стало известно, то и сам шпион и те, кому он сообщил, предаются смерти.

- Вообще, когда хочешь ударить на армию противника, напасть на его крепость, убить его людей, обязательно сначала узнай, как зовут военачальника у него на службе, его помощников, начальника охраны, воинов его стражи. Поручи своим шпионам обязательно узнать все это.

- Если ты узнал, что у тебя появился шпион противника и следит за тобой, обязательно воздействуй на него выгодой; введи его к себе и помести его у себя. Ибо ты сможешь приобрести обратного шпиона и пользоваться им. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь приобрести и местных шпионов и внутренних шпионов и пользоваться ими. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь, придумав какой-нибудь обман, поручить своему шпиону смерти ввести противника в заблуждение. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь заставить своего шпиона жизни действовать согласно твоим предположениям.

- Всеми пятью категориями шпионов обязательно ведает сам государь. Но узнают о противнике обязательно через обратного шпиона. Поэтому с обратным шпионом надлежит обращаться особенно внимательно.

  Время появления термина «Ниндзютсу» относится к 7 в. тогда начинается использование разведчиков в военных целях. Во время войны с сильным феодалом принц-регент Тайси Сётоку успешно использует шпиона Отомоно Сайдзи. За успешное выполнение миссии тому жалуют звание «Синоби». В другом прочтении этот иероглиф звучит как «Нин» («невидимый», «терпеливый»). И вместе и иероглифом «Дзютсу» они составили слово, которое вскоре заставило трепетать не одно сердце врага.

  Первые успехи породил спрос на агентов, скажем так, специального назначения. Оказалось, что ниндзя незаменимы,  когда необходимо провести тайную разведывательную операцию, всучить противнику дезинформацию или убить соперника. Логично, что в условиях противостояния правящих семей оказалось удобным использовать в столь щекотливых вопросах сторонних помощников. Золотое правило рыночной экономики «спрос рождает предложение» сработало и здесь. Военизированные отряды отшельников  «Сохэй» переформировываются в кланы ниндзютсу – «Рю». Наступило время ниндзя.