„Костюмированная игра” - именно таким образом переводят выдуманный в Японии англоязычный термин „cosplay” (Costumed Play). В первом приближении очень многие хотят отнести косплей к балу-маскараду. Иные думают, что такое сопоставление похоже на миф, будто аниме – это некие простые „японские мультик”, а манга – обычные „детские комиксы”. Принципиальные споры, по-видимому, никогда не утихнут. Но в тоже время есть также предоставленное основоположниками жанра установление. Оно бесспорно, но любой в свой черед хочет выразить его в наиболее удобной и ясной форме.
Косплей - это особый „театр” героев аниме, японских видеоигр, манги, а также исторических японских костюмов (самурайские доспехи, кимоно и т. д.). Другими словами, традиционное определение косплея имеет в виду необыкновенный японский антураж.
Зарубежные косплееры говорят: „Ты обязан показать, что ты - и только ты – лучше всего исполняешь своего героя, то есть ты – это и есть он!”. Такое заявление звучит решительно, но в нем, по сути, содержится смысл косплея - наибольшее соответствие своему герою, большое желание „вызвать” его с экрана телевизора или листка манги. То есть показать всем, будто бы он есть на самом деле.
Японский косплей, так же как и европейский, формировался в обязательно в взаимосвязи с группами или сообществами любителей научной фантастики и фэнтези (другими словами, фэндомом). Аниме-фэндом, следует сказать, не всегда воспринимал косплей как что стоящее. Некоторые энтузиасты даже заимствовали опыт моделирования костюмов,  мастерство спектакля у членов ролевого движения и т. д.
Вторая половина 1980-х годов ознаменовался тем, что иностранный косплей вышел на международный уровень, как особый и специальных фестиваль (косплей-конов). Кроме того, косплей стал знаменит в виде разнообразных секций на огромных аниме-конах. Будучи, таким образом, неким фэнским творчеством, косплей за границей завоевал коммерческий оттенок (например, появление разнообразных фирм-производителей костюмов, атрибутики для косплея).
А вот в Японии косплей уже стал некой частицей национальной культуры и обыкновенной жизни.
Так, в частности, косплей порой проводится на презентациях видеоигр, на разнообразных национальных и детских торжествах, на кинофестивалях и всевозможных событиях, преимущественно посвященных аниме.
Российский косплей сейчас в стадии зарождения, и живет преимущественно как персональная или личная самодеятельность. Большинство энтузиасты своими силами выбирают себе, часто шьют и делают атрибутику собственноручно. Дороговизна приобретения или изготовления хорошего костюма часто есть основным фактором приостановки повсеместной популяризации косплея в нашей стране.
Такая проблема очень хорошо известна членам и представителям ролевого и реконструкционного движения. Также часто воздействует историческая разобщенность российского аниме-фэндома, и к тому же – представителей ролевых игр. Члены ролевого движения, в основном, прямо знакомы с методом изготовления костюмов для ролевых игр, и определенные ролевики порой приобретают опыт в косплее.
Некоторая разобщенность видна не лишь на уровне фэндомов, но частично и внутри них самих. Серьезные прорехи в системе мешают продвижению косплея на наименьший уровень торжественных мероприятий, желание представить многочисленность такого явления косплея, а также активизировать некоторых энтузиастов. В свою очередь российские реконструкторские достигли некоторых успехов на таком поприще. Например, знакомы случаи официальных докладов на городских торжествах.
Нынешний российский косплей выступает как совершенно не организованная  деятельность. Ими делаются одиночные фотосъемки с целью дальнейшего показа коллегам по аниме-фэндому, но не больше того. Таким образом, почти ничего не меняется в лучшую сторону.
Даже самые смелые старания в процессе формирования крупных вечеринок для обожателей аниме с демонстрацией косплея не часто заканчивались большим успехом, а порой и завершались абсолютным провалом. Также некоторые должны помнить, как зимой 2001 года большинство косплееров, которые намеренно пришли на вечеринку „Anime party” в Санкт-Петербурге, должны были отправляться по домам ни с чем.
В рамках ІІІ Всероссийского фестиваля японской анимации в Воронеже был организован косплей-показ 28 апреля 2002 года под руководством Ирины Лапшиной ( представителя клуба „R.An.Ma”). Проект стал довольно успешным, и, конечно, воодушевил некоторых косплееров. Например, было показано, что даже в маленьких городках реально творить не менее яркие костюмы, чем в Москве или Санкт-Петербурге.
Кроме того, косплей-движения в нашей стране также не может интенсивно развиваться потому что, очень многие просто не видят потенциала в самом движении косплея. Понимание косплея только как акции „бально-маскарадного” типа назначает многих в тупик. Все-таки, при большом желании и мастерстве представителей косплей может сформироваться как игровые постановки, а в дальше - как некоторые отрасли главной идеи - в игры на местности. В таком случае, вероятно двухстороннее формирование косплея так, что это не будет „беспокоить” большее число членок аниме-фэндома, которые совсем не признают ролевые игры.
Еще очень рано делать какие-либо результаты сравнительно формирования косплея в России, но на фоне определенных  надежд и открытых провалов отрадно то, что внимание косплеем по нынешний день не падает в разнообразных кругах фэндома. Рано еще рассказывать также о зрителях, пока не будет достаточный их состав.
Зная абсолютную уникальность косплея, как явления игрового и театрализованного в одно время, его развитие может украсить российский аниме-фэндом и создать новую линию действующей деятельности отаку (кроме изображения и обмена аниме и мангой).