Понятие «до» как высшего принципа в различных его истолкованиях присутствовало во многих религиозных и философских учениях и соотносилось со всеми видами китайских ушу и японских бу-дзюцу. Кано возвратился к этому понятию в период поиска духовных ценностей и коренных сдвигов в политике и идеологии своей страны. Сегодня никто не сомневается в том, что дзюдо является передовым видом спорта, ведь в отличие от других видов боевых искусств он включен в программу Олимпийских игр.
История возникновения дзю-дзюцу и дзюдо
История дзюдо берет свое начало с эпохи раннего средневековья, когда в Японии произошло размежевание между спортивной борьбой и самурайским боевым единоборством. Последний был известен под названием ерои кумиути, что означает рукопашный бой в доспехах. Основателем этого вида боя считается аристократ Сакаэда Мурамаро, живший в эпоху Нара, хотя некоторые считают, что это искусство развивалось с начала ведения первых войн.
Пик популярности ерои кумиути отмечался в период между XI—XV вв. Расцвет этого вида боя стал предпосылкой для появления дзю-дзюцу. Техника борьбы ерои кумиути была рассчитана на схватку безоружных или имеющих минимальное количество подручного оружия противников. Она не отличалась разнообразием и состояла из незначительного числа бросков и захватов, базовым элементом ее техники был подход к противнику с последующим захватом, при котором обе стороны стремились занять наиболее выгодную позицию.
Большая часть приемов ерои кумиути перешла в различные школы дзю-дзюцу, где ученики постигали искусство выполнять захваты за открытые места, в частности руки, шею и суставные соединения, и за счет этого проводить эффективный бросок или залом конечности. Для достижения этой цели разрешалось также применять удары кулаком и пинки, но эти способы борьбы использовались редко, т.к. при этом можно было серьезно травмировать руку о стальные доспехи.
Позже в школах дзю-дзюцу начали использовать простой обоюдоострый нож кодзука, который бойцы прикрепляли к ножнам меча или к поясу. Первоначально арсенал приемов дзю-дзюцу состоял из бросков через спину, через грудь, через голову в падении, через бедро и через колено, передней и задней подножки, нескольких видов подсечек и различных болевых приемов на руки и ноги. Сюда же входили некоторые приемы освобождения от захватов, рассчитанные на защиту от двух нападающих. В некоторых школах дзю-дзюцу бойцам разрешалось использовать все предметы вооружеиия. Особо популярным был прием защиты от нападения сзади, в котором предполагался захват козырька шлема, а затем удушающий прием ремешком либо затылочной частью шлема с целью нанесения серьезной травмы шейных позвонков. Металлическое кольцо, предназначенное для крепления колчана на задней стороне панциря, при броске нередко использовалось в качестве «рукоятки».
В XVI в., когда появилось огнестрельное оружие, был изобретен более совершенный вид панциря. Он имел вид чешуи, состоял из тонких железных пластин и назывался гусоку.
Позднее стала применяться его уменьшенная разновидность, состоявшая из набедренника, наколенников и латных нарукавников, которая называлась когусоку, что в переводе означает «малый доспех». Так же была названа разновидность нового боевого единоборства, во многом схожая с современным дзю-дзюцу.
Изобретение когусоку приписывается Такэноути Хисамори. Согласно одной из японских легенд, в 1532 г. этому человеку во сне явился горный монах отшельник, который показал ему пять способов захвата и удержания врага путем применения болевых приемов, а затем подробно объяснил преимущество легкого обмундирования перед тяжелым. Некоторые считают, что школа дзю-дзюцу, родоначальница дзюдо, ведет свое происхождение именно с этой ночи. Упоминания о дзю-дзюцу содержатся в рассказах памятника древней письменности «Повести о ныне уже минувшем» ( «Кондзя-кумоногатари»). На основании этого можно предположить, что в те времена существовали школы восточных единоборств, действовавшие при дворах феодалов и в буддийских монастырях, однако большинство из них были засекречены. С полной уверенностью можно сказать лишь, что в эпоху великих войн между кланами Тай-ра и Минамото дзю-дзюцу система рукопашного боя была известна как самураям, так и норвежским викингам.
Свидетельством этому могут служить эпические повести XIII в., в частности «Повесть о доме Тай-ра» ( «Хэйкэ моногатари») и «Повести о великом мире» ( «Тайхэй ки»), Где можно встретить множество батальных сцен. В них есть моменты, когда воины выбивают противника из седла, затем прыгают на него, чтобы задушить или зарезать. Новые воинские искусства, в т.ч. и дзю-дзюцу, появлялись в Японии в результате торговых и дипломатических контактов с Китаем и Кореей. Особенно оживленные контакты между этими государствами отмечались в период между VIII и IX вв., но позже они были свернуты.
Термин «дзю-дзюцу», что в переводе означает «искусство мягкости и податливости», можно встретить также в корейских и китайских школах кулачного боя. Происхождение этого термина связывают со знаменитым изречением Лао-цзы о воде, побеждающей камень. Кроме того, в памятниках эпохи Токугава упоминается важная роль в становлении и развитии дзю-дзюцу китайского царедворца, мастера ушу, Чэнь Юаньбина. Этот человек прибыл на японские острова в 1558 г. и остановился в Эдо — буддийском храме Секоку-дзи, где основал школу воинских искусств. В нее принимались не только монахи, но и миряне. Самые способные его ученики впоследствии стали основателями школ дзю-дзюцу. В эпоху Токугава таких школ насчитывалось около семисот.
Огромная заслуга в становлении и развитии современного дзюдо принадлежит школам Киторю и Дайто-рю. Следует также упомянуть школу Араки-рю, соединившую кэн-дзюцу и дзю-дзюцу. Она была основана в начале XVII в. Наряду с этими школами существовало еще множество направлений, имевших связь с дзю-дзюцу. Все они синтезировали уже известные виды борьбы и ожесточенно соперничали друг с другом. Основные удары и броски в них не отличались особым разнообразием. Различались лишь способы постановки дыхания и способы регуляции энергии. На основе деятельности всех этих школ было создано дзю-дзюцу, а затем универсальные системы борьбы — дзюдо и айкидо.
(дзюдо)
Несмотря на то, что дзю-дзюцу, прародительница дзюдо, впервые упоминается в китайских источниках, родиной дзюдо считается Япония. Этот вид борьбы является одним из самых молодых из всех восточных боевых искусств. Его рождение совпало с политическими и экономическими преобразованиями в Японии, в результате которых отсталая феодальная страна превратилась в крупнейшую и влиятельную мировую державу.
В 1868 г. произошло очень важное для Японии событие: была уничтожена власть сегуната Тогугава. Преобразования коснулись и армии. В короткие сроки была создана регулярная армия, заменившая княжеские дружины. Тысячи самураев лишились места службы, потеряли право на ношение мечей и стали представителями третьего сословия. Многие из них устремились в город и, смирившись с потерей влиятельного положения, переквалифицировались в служащих, учителей, врачей и т.д.
Но некоторые самураи не смирились с создавшимся положением и воспользовались ситуацией. Учитывая тягу народа к традиционным духовным ценностям, они начали широко пропагандировать различные виды национальной борьбы, среди которых первое местозанимала борьба дзю-дзюцу. Между школами возникло серьезное соперничество, и борьба за лидерство часто приводила к вооруженным конфликтам. Сложившаяся ситуация требовала коренных перемен.
Спасти старинные воинские искусства от позора и поругания решился доктор, профессор Дзигаро Кано. Этот человек родился в 1860 г. в небольшом приморском городке Микагэ, расположенном неподалеку от Киото. Почти все любители восточных единоборств считают Кано основателем дзюдо, но на самом деле это не так. Термин «дзюдо» применялся в одной из многочисленных школ дзю-дзюцу. Поэтому вернее говорить, что Кано является талантливым учеником и продолжателем дела мастеров борьбы и восточных мыслителей, а не создателем и первооткрывателем нового вида борьбы.
Кано был потомком небогатого самурайского рода, с ранних лет проявлял интерес к гуманитарным дисциплинам и в процессе образования проявлял усидчивость и настойчивость. В годы учебы в университете Дзигаро Кано начал волновать вопрос о смысле жизни, и он всерьез стал задумываться о способах достижения гармонии тела и души. К восемнадцати годам он твердо решил посвятить себя дзю-дзюцу, т.к. нашел этот вид спорта подходящим способом совершенствования и тела, и духа. Он с удовольствием стал осваивать трудную технику бросков и ударов и в скором времени добился успехов, чем завоевал уважение у многих выдающихся мастеров и преподавателей по борьбе дзю-дзюцу.
По окончании университета Кано успешно сдал экзамены в высшую школу пэров, считавшуюся одним из самых престижных учебных заведений в Японии. Но любовь к воинским искусствам побудила его отказаться от блестящей карьеры, и в 1882 г. при храме Эйсе в Токио он основал собственную школу под названием «Ко-докано», что в переводе означает «Дом постижения Пути». Новое направление борьбы подразумевало большую мягкость в движениях, податливость и умение уступать.
Слухи о деятельности новой школы с молниеносной скоростью распространились в народе, и в школу «Кодокано» устремились тысячи желающих, в основном простых людей. Однако соперничать с традиционными видами японской борьбы было не так просто, и, для того чтобы дзюдо утвердился в стране как национальный вид спорта, Кано пришлось приложить немало усилий.
Сторонники традиционных японских видов борьбы встретили деятельность «Кодокано» с насмешками и скептицизмом. Лидеры старых школ публично обвиняли «Кодокано» в отсутствии практической базы и называли Кано книжным червем, не способным дать ничего нового своим ученикам. В печати неоднократно появлялись обвинительные статьи против школы «Кодокано». Главы некоторых школ провоцировали стычки между своими приверженцами и учениками Кано.
Неизвестно, чем бы закончился этот конфликт, если бы в дело не вмешались власти, которые решили упорядочить деятельность школ различных восточных единоборств. В 1886 г. начальник управления имперской полиции назначил проведение решающего матча с целью выбрать в качестве эталона самую эффективную школу борьбы. В командных состязаниях приняло участие по 15 мастеров из каждой школы. В отборочных соревнованиях между всеми школами дзю-дзюцу ученики «Кодокано» продемонстрировали блестящие результаты. Они одержали победу в 13 поединках из 15, причем две оставшиеся схватки закончились вничью. Победа «Кодокано» укрепила превосходство дзюдо над старыми школами дзю-дзю цу, на деле доказав единство теории и практики. В скором времени новый вид борьбы стал широко применяться в полиции и в армии, а еще через несколько лет стал обязательной частью обучения в средних и высших учебных заведениях. Технический комплекс приемов «Кодокано» продолжал совершенствоваться.
Техника дзюдо была официально утверждена в 1887 г., но Кано еще долгие годы продолжал работать над теорией воинских искусств. В 1922 г. по его инициативе и под его руководством было создано культурное общество «Кодокано», девизом которого стали заповеди Кано: «Наиболее результативное приложение силы» и «Взаимное благоденствие». Основным принципом нового вида борьбы стало достижение победы путем мягкости, податливости и умения уступать. Технической и практической базой для дзюдо стало дзю-дзюцу.
В последующие годы Кано продолжал рассматривать и изучать биографии мастеров дзю-дзюцу, а также другие старинные виды боевых искусств. Он стремился к тому, чтобы для молодого поколения дзюдо стало новой моралью и идеологией, отражающей веяния новой эпохи. В результате многолетних трудов и размышлений он пришел к выводу, что любая цель, будь то захват или бросок, выполненный определенным способом, управляются единым принципом, который позволяет наиболее эффективно использовать физическую и духовную сущность человека. На основе одного принципа он разработал разнообразные методы нападения и защиты.
Пик популярности дзюдо отмечался в 60-е гг. XX в. Желающих освоить приемы и технику дзюдо было огромное количество, но для того, чтобы попасть в секцию, нужно было пройти жесткий отбор. Много места отводилось дзюдо на страницах печати. Но в 70-е гг. популярность дзюдо резко снизилась. Любители восточных единоборств предпочли кунг-фу и каратэ.
Много сторонников и поклонников дзюдо как нового прогрессивного вида борьбы нашлось и в России. Большая заслуга в этом принадлежит Василию Ощепкову. Окончив школу «Кодокано», он занимался пропагандой дзюдо в нашей стране. Первоначально он знакомил с дзюдо всех желающих, но позже понял, что успехов в новом виде борьбы могут достигнуть только люди с достаточным уровнем спортивной подготовки. Поэтому позже в свои группы для занятий он принимал только инструкторов по физкультуре, работников милиции и военных.
Его преподавательская деятельность пришлась на трагичные для России годы репрессий. Страшная участь не обошла стороной и его: по доносу приближенных Ощепков был репрессирован и расстрелян. После его смерти дзюдо официально был объявлен «антинародным» видом спорта, несущим в массы бунтарские настроения. Несмотря на это, ученики Ощепкова продолжили его дело и создали на основе дзюдо новый вид борьбы — самбо. И только в 1986 г. традиции дзюдо как самостоятельного вида восточных единоборств вернулись в нашу страну.