pack of the sith.

Объявление

Внимание!!! Творческая группа "Hanamachi" принимает заказы на пошив одежды любой направленности и сложности,в том числе и свадебных,карнавальных и косплей костюмов. Принимаем заказы по вашим личным эскизам.Индивидуально работаем с каждым клиентом. Так же предоставляются услуги изготовления аксессуаров. По всем вопросам обращаться на - xxxHODGEPODGExxx@bk.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » pack of the sith. » Боевые искусства » Дзю-дзюцу и дзюдо


Дзю-дзюцу и дзюдо

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Понятие «до» как высшего принципа в различных его истолкованиях присутствовало во многих религиозных и философских учениях и соотносилось со всеми видами китайских ушу и японских бу-дзюцу. Кано возвратился к этому понятию в период поиска духовных ценностей и коренных сдвигов в политике и идеологии своей страны. Сегодня никто не сомневается в том, что дзюдо является передовым видом спорта, ведь в отличие от других видов боевых искусств он включен в программу Олимпийских игр.

История возникновения дзю-дзюцу и дзюдо
История дзюдо берет свое начало с эпохи раннего средневековья, когда в Японии произошло размежевание между спортивной борьбой и самурайским боевым единоборством. Последний был известен под названием ерои кумиути, что означает рукопашный бой в доспехах. Основателем этого вида боя считается аристократ Сакаэда Мурамаро, живший в эпоху Нара, хотя некоторые считают, что это искусство развивалось с начала ведения первых войн.
Пик популярности ерои кумиути отмечался в период между XI—XV вв. Расцвет этого вида боя стал предпосылкой для появления дзю-дзюцу. Техника борьбы ерои кумиути была рассчитана на схватку безоружных или имеющих минимальное количество подручного оружия противников. Она не отличалась разнообразием и состояла из незначительного числа бросков и захватов, базовым элементом ее техники был подход к противнику с последующим захватом, при котором обе стороны стремились занять наи­более выгодную позицию.
Большая часть приемов ерои кумиути перешла в различные школы дзю-дзюцу, где ученики постигали искусство выполнять захваты за открытые места, в частности руки, шею и суставные соединения, и за счет этого проводить эффективный бросок или залом конечности. Для достижения этой цели разрешалось также применять удары кулаком и пинки, но эти способы борьбы использовались редко, т.к. при этом можно было серьезно травмировать руку о стальные доспехи.
Позже в школах дзю-дзюцу начали использовать простой обоюдоострый нож кодзука, который бойцы прикрепляли к ножнам меча или к поясу. Первоначально арсенал приемов дзю-дзюцу состоял из бросков через спину, через грудь, через голову в падении, через бедро и через колено, передней и задней подножки, нескольких видов подсечек и различных болевых приемов на руки и ноги. Сюда же входили некоторые приемы освобождения от захватов, рассчитанные на защиту от двух нападающих. В некоторых школах дзю-дзюцу бойцам разрешалось использовать все предметы вооружеиия. Особо популярным был прием защиты от нападения сзади, в котором предполагался захват козырька шлема, а затем удушающий прием ремешком либо затылочной частью шлема с целью нанесения серьезной травмы шейных позвонков. Металлическое кольцо, предназначенное для крепления колчана на задней стороне панциря, при броске нередко использовалось в качестве «рукоятки».
В XVI в., когда появилось огнестрельное оружие, был изобретен более совершенный вид панциря. Он имел вид чешуи, состоял из тонких железных пластин и назывался гусоку.
 
Позднее стала применяться его уменьшенная разновидность, состоявшая из набедренника, наколенников и латных нарукавников, которая называлась когусоку, что в переводе означает «малый доспех». Так же была названа разновидность нового боевого единоборства, во многом схожая с современным дзю-дзюцу.

Изобретение когусоку приписывается Такэноути Хисамори. Согласно одной из японских легенд, в 1532 г. этому человеку во сне явился горный монах отшельник, который показал ему пять способов захвата и удержания врага путем применения болевых приемов, а затем подробно объяснил преимущество легкого обмундирования перед тяжелым. Некоторые считают, что школа дзю-дзюцу, родоначальница дзюдо, ведет свое происхождение именно с этой ночи. Упоминания о дзю-дзюцу содержатся в рассказах памятника древней письменности «Повести о ныне уже минувшем» ( «Кондзя-кумоногатари»). На основании этого можно предположить, что в те времена существовали школы восточных единоборств, действовавшие при дворах феодалов и в буддийских монастырях, однако большинство из них были засекречены. С полной уверенностью можно сказать лишь, что в эпоху великих войн между кланами Тай-ра и Минамото дзю-дзюцу система рукопашного боя была извест­на как самураям, так и норвежским викингам.
Свидетельством этому могут служить эпические повести XIII в., в частности «Повесть о доме Тай-ра» ( «Хэйкэ моногатари») и «Повести о великом мире» ( «Тайхэй ки»),   Где   можно   встретить   множество батальных сцен. В них есть моменты, когда воины выбивают противника из седла, затем прыгают на него, чтобы задушить или зарезать. Новые воинские искусства, в т.ч. и дзю-дзюцу, появлялись в Японии в результате торговых и дипломатических контактов с Китаем и Кореей. Особенно оживленные контакты между этими государствами отмечались в период между VIII и IX вв., но позже они были свернуты.
Термин «дзю-дзюцу», что в переводе означает «искусство мягкости и податливости», можно встретить также в корейских и китайских школах кулачного боя. Происхождение этого термина связывают со знаменитым изречением Лао-цзы о воде, побеждающей камень. Кроме того, в памятниках эпохи Токугава упоминается важная роль в становлении и развитии дзю-дзюцу китайского царедворца, мастера ушу, Чэнь Юаньбина. Этот человек прибыл на японские острова в 1558 г. и остановился в Эдо — буддийском храме Секоку-дзи, где основал школу воинских искусств. В нее принимались не только монахи, но и миряне. Самые способные его ученики впоследствии стали основателями школ дзю-дзюцу. В эпоху Токугава таких школ насчитывалось около семисот.
Огромная заслуга в становлении и развитии современного дзюдо принадлежит школам Киторю и Дайто-рю. Следует также упомянуть школу Араки-рю, соединившую кэн-дзюцу и дзю-дзюцу. Она была основана в начале XVII в. Наряду с этими школами существовало еще множество направлений, имевших связь с дзю-дзюцу. Все они синтезировали уже известные виды борьбы и ожесточенно соперничали друг с другом. Основные удары и броски в них не отличались особым разнообразием. Различались лишь способы постановки дыхания и способы регуляции энергии. На основе деятельности всех этих школ было создано дзю-дзюцу, а затем универсальные системы борьбы — дзюдо и айкидо.
  (дзюдо)

Несмотря на то, что дзю-дзюцу, прародительница дзюдо, впервые упоминается в китайских источниках, родиной дзюдо считается Япония. Этот вид борьбы является одним из самых молодых из всех восточных боевых искусств. Его рождение совпало с политическими и экономическими преобразованиями в Японии, в результате которых отсталая феодальная страна превратилась в крупнейшую и влиятельную мировую державу.
В 1868 г. произошло очень важное для Японии событие: была уничтожена власть сегуната Тогугава. Преобразования коснулись и армии. В короткие сроки была создана регулярная армия, заменившая княжеские дружины. Тысячи самураев лишились места службы, потеряли право на ношение мечей и стали представителями третьего сословия. Многие из них устремились в город и, смирившись с потерей влиятельного положения, переквалифицировались в служащих, учителей, врачей и т.д.
Но некоторые самураи не смирились с создавшимся положением и воспользовались ситуацией. Учитывая тягу народа к традиционным духовным ценностям, они начали широко пропагандировать различные виды национальной борьбы, среди которых первое местозанимала борьба дзю-дзюцу. Между школами возникло серьезное соперничество, и борьба за лидерство часто приводила к вооруженным конфликтам. Сложившаяся ситуация требовала коренных перемен.
Спасти старинные воинские искусства от позора и поругания решился доктор, профессор Дзигаро Кано. Этот человек родился в 1860 г. в небольшом приморском городке Микагэ, расположенном неподалеку от Киото. Почти все любители восточных единоборств считают Кано основателем дзюдо, но на самом деле это не так. Термин «дзюдо» применялся в одной из многочисленных школ дзю-дзюцу. Поэтому вернее говорить, что Кано является талантливым учеником и продолжателем дела мастеров борьбы и восточ­ных мыслителей, а не создателем и первооткрывателем нового вида борьбы.
Кано был потомком небогатого самурайского рода, с ранних лет проявлял интерес к гуманитарным дисциплинам и в процессе образования проявлял усидчивость и настойчивость. В годы учебы в университете Дзигаро Кано начал волновать вопрос о смысле жизни, и он всерьез стал задумываться о способах достижения гармонии тела и души. К восемнадцати годам он твердо решил посвятить себя дзю-дзюцу, т.к. нашел этот вид спорта подходящим способом совершенствования и тела, и духа. Он с удовольствием стал осваивать трудную технику бросков и ударов и в скором времени добился успехов, чем завоевал уважение у многих выдающихся мастеров и преподавателей по борьбе дзю-дзюцу.
По окончании университета Кано успешно сдал экзамены в высшую школу пэров, считавшуюся одним из самых престижных учебных заведений в Японии. Но любовь к воинским искусствам побудила его отказаться от блестящей карьеры, и в 1882 г. при храме Эйсе в Токио он основал собственную школу под названием «Ко-докано», что в переводе означает «Дом постижения Пути». Новое направление борьбы подразумевало большую мягкость в движениях, податливость и умение уступать.
Слухи о деятельности новой школы с молниеносной скоростью распространились в народе, и в школу «Кодокано» устремились тысячи желающих, в основном простых людей. Однако соперничать с традиционными видами японской борьбы было не так просто, и, для того чтобы дзюдо утвердился в стране как национальный вид спорта, Кано пришлось приложить немало усилий.
Сторонники традиционных японских видов борьбы встретили деятельность «Кодокано» с насмешками и скептицизмом. Лидеры старых школ публично обвиняли «Кодокано» в отсутствии практической базы и называли Кано книжным червем, не способным дать ничего нового своим ученикам. В печати неоднократно появлялись обвинительные статьи против школы «Кодокано». Главы некоторых школ провоцировали стычки между своими приверженцами и учениками Кано.
Неизвестно, чем бы закончился этот конфликт, если бы в дело не вмешались власти, которые решили упорядочить деятельность школ различных восточных единоборств. В 1886 г. начальник управления имперской полиции назначил проведение решающего матча с целью выбрать в качестве эталона самую эффективную школу борьбы. В командных состязаниях приняло участие по 15 мастеров из каждой школы. В отборочных соревнованиях между всеми школами дзю-дзюцу ученики «Кодокано» продемонстрировали блестящие результаты. Они одержали победу в 13 поединках из 15, причем две оставшиеся схватки закончились вничью. Победа «Кодокано» укрепила превосходство дзюдо над старыми школами дзю-дзю цу, на деле доказав единство теории и практики. В скором времени новый вид борьбы стал широко применяться в полиции и в армии, а еще через несколько лет стал обязательной частью обучения в средних и высших учебных заведениях. Технический комплекс приемов «Кодокано» продолжал совершенствоваться.
Техника дзюдо была официально утверждена в 1887 г., но Кано еще долгие годы продолжал работать над теорией воинских искусств. В 1922 г. по его инициативе и под его руководством было создано культурное общество «Кодокано», девизом которого стали заповеди Кано: «Наиболее результативное приложение силы» и «Взаимное благоденствие». Основным принципом нового вида борьбы стало достижение победы путем мягкости, податливости и умения уступать. Технической и практической базой для дзюдо стало дзю-дзюцу.

В последующие годы Кано продолжал рассматривать и изучать биографии мастеров дзю-дзюцу, а также другие старинные виды боевых искусств. Он стремился к тому, чтобы для молодого поколения дзюдо стало новой моралью и идеологией, отражающей веяния новой эпохи. В результате многолетних трудов и размышлений он пришел к выводу, что любая цель, будь то захват или бросок, выполненный определенным способом, управляются единым принципом, который позволяет наиболее эффективно использовать физическую и духовную сущность человека. На основе одного принципа он разработал разнообразные методы нападения и защиты.
Пик популярности дзюдо отмечался в 60-е гг. XX в. Желающих освоить приемы и технику дзюдо было огромное количество, но для того, чтобы попасть в секцию, нужно было пройти жесткий отбор. Много места отводилось дзюдо на страницах печати. Но в 70-е гг. популярность дзюдо резко снизилась. Любители восточных единоборств предпочли кунг-фу и каратэ.
Много сторонников и поклонников дзюдо как нового прогрессивного вида борьбы нашлось и в России. Большая заслуга в этом принадлежит Василию Ощепкову. Окончив школу «Кодокано», он занимался пропагандой дзюдо в нашей стране. Первоначально он знакомил с дзюдо всех желающих, но позже понял, что успехов в новом виде борьбы могут достигнуть только люди с достаточным уровнем спортивной подготовки. Поэтому позже в свои группы для занятий он принимал только инструкторов по физкультуре, работников милиции и военных.
Его преподавательская деятельность пришлась на трагичные для России годы репрессий. Страшная участь не обошла стороной и его: по доносу приближенных Ощепков был репрессирован и расстрелян. После его смерти дзюдо официально был объявлен «антинародным» видом спорта, несущим в массы бунтарские настроения. Несмотря на это, ученики Ощепкова продолжили его дело и создали на основе дзюдо новый вид борьбы — самбо. И только в 1986 г. традиции дзюдо как самостоятельного вида восточных единоборств вернулись в нашу страну.

0

2

Основные принципы дзюдо

Кано первым из всех японских мастеров в своем учении начал применять понятие «до», что означает «путь», в то время как дзю-дзюцу основывалось на таких понятиях, как искусство, мастерство или метод. Различия между этими двумя видами понятий можно объяснять как внешнюю установку на действие и внутреннее содержание этого действия. До начала действия «Кодокано» почти все японские школы боевых искусств учили владению мечом и кулаком, что являлось средством существования и гарантией безопасности на поле боя. Нравственному воспитанию уделялось очень мало времени, причем оно ограничивалось ознакомлением с основными правилами поведения. Это говорит о том, что теория в обучении далеко отставала от практики.
Понятие «до» как высшего принципа в различных его истолкованиях присутствовало во многих религиозных и философских учениях и соотносилось со всеми видами китайских ушу и японских бу-дзюцу. Кано возвратился к этому понятию в период поиска духовных ценностей и коренных сдвигов в политике и идеологии своей страны. Сегодня никто не сомневается в том, что дзюдо является передовым видом спорта, ведь в отличие от других видов боевых искусств он включен в программу Олимпийских игр. Но Кано не стремился к тому, чтобы созданный им вид борьбы использовался на спортивной площадке. Он создавал его с целью постижения пути. Его ученики совершенствовали свое тело и дух не в спортивном зале, а в додзе — зале для медитации. В этом зале учитель стремился привести своих учеников к гармонии общества посредством усилий каждого из них.
В теории дзюдо первостепенное значение Кано придавал духовной стороне. Он считал, что любой вид борьбы приобретает смысл только тогда, когда направлен на совершенствование и духовной, и физической сущности человека. Для самого Кано, пришедшего ко многим выводам в результате многолетних размышлений, большое значение имел свободный спарринг, или рандори, в котором можно увидеть все способности человека.
Рандори представляет собой состязание между двумя партнерами, которые стремятся продемонстрировать все свои возможности и навыки, следуя всем правилам дзюдо. Победителем состязания становится тот, кто первым сумеет найти уязвимое место партнера и воспользуется им для перехода в атаку. В таких поединках воспитывается особое состояние духа, а также серьезность, вдум­чивость, осторожность, скорость реакции и интуиция.
Естественно, что никто из участников поединка не может предугадать действия соперника, поэтому каждый из них должен быть готов отразить любую атаку. На таких тренировках, при условии их регулярного проведения, можно достичь высокого духовного уровня. Поиск средств, с помощью которых можно одержать победу над противником, развивает воображение и способность к аналитическому мышлению.
Но настоящим мастером дзюдо сможет стать только тот, кто добьется полного контроля над телом и духом и одновременно в совершенстве овладеет основами техники борьбы. Средства достижения этой цели детально разработаны в методике обучения Кано. Многое из его теории перешло в другие виды борьбы, многое было видоизменено. Со временем дзюдо далеко ушел от первоначальной теории, и большинство современных спортсменов, добившихся в этой области больших успехов, не имеют представления об его истинном предназначении. Широкие массы предпочли практику, а теоретические разработки японских философов покоятся на полках под толстым слоем пыли. Изменились и внешние атрибуты системы.
В молодости Кано обучался у мастеров школы Истинной Сути Души Неба и школы Подъема и Ниспровержения. Предпосылкой для возникновения теоретической базы дзюдо послужили положения школы Подъема и Ниспровержения, в основу которой были положены два секретных трактата, содержащие важнейшие прин­ципы восточной борьбы. Они имели прямую связь с практической медитацией и системой аутотренинга. Эти труды основателю школы в XVII в. передал дзэнский патриарх Такуан.
Из этих школ Кано перенес в дзюдо положение о том, что истинная мудрость заключается в непоколебимой твердости духа и концентрации воли на развитии интуитивного восприятия действий противника. Согласно Такуану, путь к победе лежит через свободу движений, а достичь такой свободы можно только через «пустоту». В основе учения Такуана лежит идея о предельном самообладании, которое необходимо довести до степени самоотрешения.
Учению о спокойствии духа посвящен трактат под названием «Покой в действие», некоторые также переводят его название как «Действие в покое». В нем Такуан подробно развил мысль, что, когда противник обдумывает прием, какое-то время он прибывает в состоянии нерешительности. Настоящий мастер должен уметь воспользоваться этой паузой в своих целях и повернуть ситуацию так, чтобы преимущество оказалось на его стороне. На более высокой ступени мастер должен овладеть искусством нанесения синхронного контрудара.
В контексте Дзигоро Кано дзюдо является не только одним из видов восточных единоборств, но и сложной системой психофизического воспитания. Дзюдоисты провоцируют противника на неправильное движение путем использования его непроизвольного противодействия в физической и психологической области.
Для того чтобы использовать непроизвольное противодействие противника в физической области, следует толкнуть его. Спустя долю секунды он окажет непроизвольное сопротивление и немного наклонится вперед. Этот момент в дзюдо используется как изменение действия силы. Когда наклон достигнет своей наивысшей фазы, нужно протянуть противника. Основное значение в эти моменты имеет чувство реакции. Для приемов и позиций дзюдо характерно частое введение изменений. Это делается для того, чтобы между намерением и новым замыслом возникала пауза, которая является подходящим моментом для окончания действия. Последний принцип затрагивает психическую область.
Яснее понять действие этого принципа можно с помощью простого примера. Итак, в схватке участвуют два человека: сила одного равна 10 единицам, а сила другого меньше и составляет 7 единиц. Когда в схватке более сильный противник толкнет слабого, последний может отшатнуться или упасть. Это происходит оттого, что, пытаясь выстоять, человек напрягает для сопротивления все свои силы и таким образом противопоставляет силу силе. Но если слабый противник уступит силе сильного, отодвинувшись от него на такое же расстояние, на какое он его толкнул, контролируя при этом равновесие, сильнейший противник неизбежно качнется впе­ред и сам потеряет равновесие.
Этот момент в дзюдо самый важный, и его нужно использовать самым наилучшим образом. В этом положении стойка сильнейшего противника крайне неудобна, и его сила на этот момент составляет только 3 единицы из прежних 10. Слабый же соперник в это время удерживает равновесие и сохраняет всю свою силу. Имея преимущество на своей стороне, он может нанести противнику действенный удар или выполнить эффективный бросок, причем в любой прием ему необходимо вкладывать лишь половину всей своей силы, а другую половину он может приберечь для другого случая. Именно таким образом истолковывается тезис Кано о «наиболее результативном приложении силы».
Этот принцип в Японии используется не только в боевых искусствах. Он также применяется для совершенствования тела с целью сделать человека более сильным и здоровым. В некоторых современных школах Японии данный принцип является основой физического воспитания молодого поколения. Кроме того, он ис­пользуется и для улучшения питания, одежды, характера и т.д. Разрабатывая теорию дзюдо, Кано стремился к созданию своеобразной школы жизни. Его идеи заинтересовали многих японцев, и в наши дни дзюдо широко применяется как методика тренировки тела и духа, а также помогает в решении всех жизненных вопросов.
Из практики дзю-дзюцу Кано перенес в дзюдо некоторые положения о жизненно важной роли тандэн, регуляции биоэнергии ки. В дзюдо эти положения существуют в несколько видоизмененном и более рациональном варианте. Кано отставил в сторону все мысли о достижении сверхъестественной силы путем регуляции биоэнергии и остановился на физических законах, связанных с центром тяжести.
Он рассматривал тандэн как центр тяжести человеческого организма в нормальном состоянии. Исходя из этого, он вывел теорию о возможности сохранения равновесия в любом положении. Согласно этой теории, принцип выполнения всех приемов в дзюдо может быть проиллюстрирован в виде круга или сферы, перемещающихся в пространстве. Стоящий в их центре человек является подвижной осью. В школе «Кодокано» изучают движения кошки, подбрасывая ее в воздух. Всем известно, что кошка всегда приземляется на четыре лапы. Таким же искусством овладевают дзюдоисты.
Отдельные моменты относительно положения человеческого центра тяжести содержались и в дзю-дзюцу. Кано лишь пересмотрел их и обобщил. Все основные принципы японской борьбы дзюдо и дзю-дзюцу были сформулированы на базе китайского Цюань-шу, в котором говорилось, что в поединке необходимо: критически оценивать свои возможности и физические данные противника, чтобы использовать его промахи и ошибки в своих целях; стремиться вывести противника из выгодного для него положения; всеми способами уклоняться от атак противника; в нападении и атаке находить слабые и уязвимые места противника; броски проводить по принципу механизма рычага; удерживать противника путем применения болевых приемов и замков; бить по болевым точкам, добиваясь болевого шока, только в случае крайней необходимости.
Основным правилом дзюдо, действительным для всех приемов, является выведение противника из равновесия при сохранении собственного равновесия. В связи с этим перед освоением основных приемов начинающие дзюдоисты подробно изучают анатомию человека, расположение центра тяжести, рассматривают факторы, влияющие на гибкость его суставов и мышц. Эти знания позволяют анализировать каждую позицию и каждое движение с точки зрения устройства человеческого организма.
В дзюдо принято исходить из закона равновесия. Начальным для всех движений и позиций является следующее положение: ноги находятся на ширине плеч (на ¼ часть человеческого роста), стопы ног вывернуты наружу под углом от 30 до 45 градусов, колени слегка согнуты. Из такого положения дзюдоист может занимать любую позицию, сохранять равновесие, наносить действенные удары и выполнять успешные броски.
Большое значение в обучении дзюдо отводится устойчивости. Чтобы научиться сохранять устойчивость в процессе выполнения всех движений, необходимо изучить каждое возможное положение с точки зрения положения общего центра тяжести и его перемещения во время движений. Например, при изменении положе­ния стоп меняется и опора.
Людей высокого роста легче вывести из равновесия, чем невысоких. Поэтому в основной стойке им необходимо шире расставлять ноги. Следует также учитывать, что большой вес тела увеличивает устойчивость, пока тело неподвижно. Когда тяжелое тело участвует в движении, большая часть его инерции создает нежела­тельное ускорение и это может привести к потере контроля над равновесием.
Теория дзюдо также охватывает вопросы, связанные с применением силы. Дзюдоисты действуют согласно принципу: «толкай, когда противник тянет, тяни, когда он толкает». В процессе тренировок они овладевают искусством начинать свое действие на долю позже, но более энергично. Это позволяет приложить дополнительную энергию к силе противника, чем можно быстро вывести его из равновесия.
Большинство приемов в дзюдо построены на бросках с использованием корпуса и бедер, поэтому физическая сила в данном виде борьбы имеет большое значение, т.к. шансов на победу у сильного спортсмена всегда больше. Но не следует выпускать из виду принцип Кано о «результативном приложении силы». Для победы в дзюдо одной физической силы недостаточно, необходимо также учиться сохранять и направлять свои духовные силы. Кроме того, в дзюдо очень важно уметь дозировать усилия и быстро перестраиваться для нового приема.
Основная цель борьбы стоя состоит в том, чтобы вынудить соперника потерять равновесие и заставить его упасть на опору. Благоприятные для этого возможности возникают, когда противник: намеревается шагнуть вперед; намеревается шагнуть назад; предпринимает попытки переместиться вправо или влево; занимает стойку для приема; двигается быстро и беспорядочно, т.е. движения опережают мысли; в начале применения приема допустил ошибку и пытается вернуться в первоначальное положение.
Кано разработал многочисленные способы «расшатывания» (куд-зуси). Все они проводятся в восьми направлениях с использованием различных финтов. Для атаки Кано предусмотрел три способа кудзуси: толкнуть противника и, используя его сопротивление, резко потянуть в другую сторону; потянуть противника на себя, а затем, также используя его сопротивление, резко толкнуть в обратном на­правлении; когда противник находится близко, оторвать его от пола резким рывком вверх с приложением силы ног и туловища.
Для наименьшей затраты сил при выведении из равновесия рекомендуется одновременно воздействовать на ось плеч противника и на площадку опоры. Классическими способами выведения из равновесия в дзюдо считаются: захват двумя руками за одежду; комбинированный захват за одежду и части тела; захват отворота на уровне ключицы и рукава выше локтевого сустава. При выполнении последнего способа захвата появляется возможность вывести соперника из равновесия в различных направлениях, разворачиваясь к нему боком, грудью или спиной. Еще один важнейший принцип дзюдо касается состояния мышц рук и плеч: при выполнении всех движений они должны быть полностью расслаблены. Под этим не стоит понимать, что руки обессилены и висят вдоль тела без всякой надобности. Они должны быть мягкими, но одновременно гибкими и пружинистыми, как ветка вербы.
Мастера школы «Кодокано», достигшие уровня Черного пояса, в обязательном порядке изучали традиционные способы оказания первой помощи при серьезных травмах. Эти способы не имеют ничего общего с современной медициной и основываются на теории акупрессуры (кю-ацу). Способы, позволяющие вывести человека из шокового состояния, в Японии называются «каппо». Самой распространенной травмой в дзюдо является шок при удушении. Он возникает в результате временного перекрытия кровеносных сосудов, часто вызывает их анемию и изменение давления в области головного мозга, а при сильном сжатии сонной артерии и трахеи затрудняет доступ кислорода в кровь.

В таких случаях восстановить дыхание и облегчить доступ кислорода в кровь можно нажатием на определенные точки груди и живота. В последние годы японцы придали гласности более 10 способов традиционного каппо. Наиболее популярны и эффективны среди них воздействия на точку сосредоточения ки, расположенную в нижней части живота, на почки (дзиндзо-кацу) и на легкие (дэкиси-кацу). В прошлом все способы каппо были строго засекречены и передавались только устным путем. Их секреты учителя раскрывали только самым способным и талантливым ученикам.
Наряду с освоением каппо в дзюдо предусмотрено освоение can-no— агрессивной системы, направленной на поражение точек, влияющих на деятельность жизненных органов. В спортивном дзюдо эта система не применяется. Доктор Кано завещал своим последователям приобщать к каппо только спортсменов высшего класса, достигших заметных успехов в совершенствовании тела и духа и соблюдающих все моральные заповеди великих учителей и мастеров.

0

3

Ходзёдзюцу

Ходзёдзюцу — это средневековое японское боевое искусство связывания пленника верёвкой. Этими навыками владели воины, выполнявшие полицейские функции. Слово «ходзёдзюцу» состоит из трёх частей: «хо» (этот иероглиф также читается «тори»), что значит «хватать», «арестовывать», «захватывать», «дзё» (иероглиф также читается «нава») — «верёвка», и, конечно, «дзюцу» — «искусство», «умение». Таким образом, иероглифы, составляющие слово «ходзёдзюцу», можно прочитать и как «торинава-дзюцу».

Умение связывать требовалось для одновременного решения двух практических задач: не дать пленнику бежать, но при этом сохранить его жизнь, что было актуально в период междоусобных феодальных войн, когда пленник мог быть обладателем важной информации либо был ценен как заложник, которого можно было обменять на захваченных противником вождей своего клана. Ещё одной сферой, где применялось связывание, было уголовное производство: задержание, конвоирование и допрос подозреваемых в совершении преступлений. В силу ряда обстоятельств в Японии в этих целях, равно как и для осуществления многих других действий из повседневной жизни воинов (взнуздывания и седловки лошади, подъёма по стене, привязывания лодки, боевого облачения и др.) использовалась именно верёвка.

 

Вообще, различные средства и способы обездвиживания пленников, от верёвки до кандалов и колодок, в средние века применялись практически во всех странах, но разработать столь сложную, в мельчайших деталях продуманную систему и возвести её в ранг искусства смогли только японцы. Ходзёдзюцу входило в набор навыков, обладать которыми должен был каждый воин, и наибольшее распространение получило в кровавый период междоусобных войн Сэнгоку Дзидай (1467-1568). Нижние чины полиции, комоно, официальные помощники (дружинники) гойо-укики, а также неофициальные помощники, многие из которых были обычными бандитами, переметнувшимися на сторону власти, и назывались окапики, обучались основам ходзёдзюцу. Согласно некоторым источникам, связывать противника считалось ниже самурайского достоинства, и эта работа доставалась обычно досинам, то есть самому нижнему слою в среде самураев, и их подчинённым, которые, зачастую имея дело с высокопоставленными пленниками, конечно же, стремились не причинить им вреда, чтобы невзначай не навлечь беду на свои головы, а всего лишь эффективно связать и доставить в целости и сохранности по назначению. В автобиографических записках Араи Хакусеки (1657-1725), главного советника сёгуна Токугава Иэнобу, рассказывается, как его отец отругал его, застав подростком за метанием верёвки, и объяснил, что сам, будучи на службе, всегда носил с собой верёвку, но лишь на случай, если у помощников её при себе не окажется, и никогда ею не пользовался, так как это не подобает знатному лицу.

Пленников связывали по-разному, в зависимости от их происхождения и положения в обществе. По способу связывания можно было определить, к какому сословию (дворянскому, воинскому, крестьянскому, ремесленническому, торговому, монашескому, священническому или же к нищенскому) принадлежит как сам пленный, так и тот, кто его захватил. Кроме того, если человека признавали виновным в чём-либо, способ связывания указывал и на совершённое им преступление. Особые приёмы были разработаны для обращения с теми, у кого сильные руки, с особо гибкими людьми (в частности, с ниндзя, некоторые из которых могли сами вывихнуть себе сустав, чтобы высвободиться), а также с пленниками, ведущими себя агрессивно, впавшими в безумие, и с женщинами. В зависимости от решаемой задачи варьировалась длина используемой верёвки, от полуметра (и даже меньше — для связывания пальцев рук и/или ног) до более чем десяти метров. В основном верёвки делались из туго скрученного льняного волокна, отбитого до мягкости. Шёлковые верёвки использовались редко из-за того, что шёлк скользит, и в основном для тренировки на соломенных или бумажных чучелах. В некоторых случаях полагалось применять пеньковую (то есть изготовленную из волокна конопли) верёвку.

В эпоху Эдо (1603-1868) для указания на статус пленника и совершённое им преступление верёвки стали окрашивать в разные цвета. Так, белая верёвка означала мелкое правонарушение, а синяя — тяжкое преступление. Высокопоставленных пленников иногда связывали фиолетовой верёвкой, тех же, кто происходил из низших слоёв общества, — чёрной.

Согласно другим источникам, цвет верёвки определялся исходя из менее прагматичных соображений и соответствовал принятой символике для обозначения четырёх времен года и соответствующих им четырёх сторон света (пленник сажался лицом в этом направлении) и четырёх мифических существ — покровителей: синий — весна, восток, дракон; красный — лето, юг, феникс; белый — осень, запад, тигр; чёрный — зима, север, черепаха. В дни собаки (конец июля — начало августа) применялась жёлтая верёвка. Позднее эта символика была отброшена, а цвет верёвки, белый или индиго, стал указывать лишь на то, какое подразделение полиции занимается этим заключённым.

Следует вспомнить, что японцы крайне чувствительны к вопросам достоинства и чести. Быть связанным считалось позором, а унижение страшнее смерти. Поэтому при нарушении правил связывания к ответу могли призвать и самого блюстителя порядка. Поскольку виновным в преступлении человека может признать только суд, до вынесения приговора подозреваемых, хотя и связывали, но обозначали это эвфемизмами наподобие «оборачивания» и не завязывали верёвку узлами, и тогда это уже не считалось позором. В таких случаях вместо узлов верёвку закрепляли скользящими петлями, крепили зазубренными крюками к одежде либо пропускали концы сквозь металлические кольца и держали за них.

Узлы вязались также в зависимости от конкретной поставленной задачи, их было великое множество, как простые и быстрые, так и скользящие, самозатягивающиеся в случае сопротивления арестованного или его попыток высвободиться. При конвоировании группы пленников их связывали одной длинной верёвкой в цепочку друг за другом за запястья. Обычная длина верёвки, использовавшейся для сопровождения одного пленного, составляла около семи метров. В принципе для того, чтобы связать противника, в дело шло даже сагэо — верёвка для привязывания ножен самурайского меча.

Кроме того, техника вязки выбиралась в зависимости от требуемой степени обездвиживания пленника. Можно связать руки так, что пленник может, например, есть, но не может вступить в схватку, ноги — так, что он может стоять, но не может идти, или может идти, но не может бежать, или может отойти лишь на определённое расстояние; а можно и зафиксировать его так, чтобы он вообще не шелохнулся.

Верёвку для ходзёдзюцу держали сложенной так, чтобы при разматывании она не путалась, и хранили в рукаве или кармане кимоно, длинные верёвки иногда затыкали под оби. Наиболее важной задачей было подавить сопротивление врага в то время, как его связывали, причём только одной рукой, так как другая в это же время занималась верёвкой. Потому большую помощь оказывало знание тайцзи, то есть активных точек на теле человека. Порой для того, чтобы пленник вёл себя смирно, его клали ничком, а над его шеей втыкали в землю меч лезвием вниз, что отбивало желание шевелиться.

Помимо верёвки, как уже отмечено, в ходзёдзюцу применялись и другие приспособления, как, например, зазубренный крюк на верёвке, который метали в убегающего врага. Зацепившись за одежду, крюк валил человека с ног, и его хватали до того, как он успевал освободиться. Затем его опутывали замысловатой верёвочной паутиной, полностью его обездвиживавшей. Крюк также вставляли пленнику в рот или втыкали в узел причёски, чтобы подавить сопротивление.

Четыре основных правила ходзёдзюцу состоят в том, чтобы:

* Не позволить пленнику высвободиться;
* Не причинить ему физического или психического вреда;
* Сохранить технику вязки в тайне;
* Сделать обвязку красивой.

Интересно, что, поскольку конкретные приёмы варьировались в зависимости от местности, при транспортировке преступника по стране непосредственно перед тем, как передать его в руки конвоя из другой провинции, его освобождали от верёвки, чтобы даже коллеги не могли подсмотреть, как он связан. Конвой обычно состоял из четырёх человек, и пока один вязал, остальные становились вокруг в кольцо, и не только для того, чтобы преступник не мог бежать, но и чтобы скрыть процесс от любопытных глаз.

Связывание верёвкой использовалось и в качестве пытки. Фиксация в позе лобстера (ноги скрещены и подтянуты вплотную к плечам спереди, руки сложены за спиной и зафиксированы, руки и ноги через плечи стянуты так, что попытка опустить ноги задирает руки, и наоборот) или подвешивание на заведённых за спину руках, даже если верёвка обхватывает торс и руки не выламываются из суставов, уже через довольно короткое время начинает причинять острую боль, а допросы на востоке осуществляют очень и очень неспешно.

Приёмы ходзёдзюцу, наряду с техникой бросания верёвки и обездвиживания захваченного противника, были впервые формализованы в рамках школы Такено-ути Рю (XVI век) и затем вошли в репертуар многих (до 150) рю, то есть школ боевых искусств, в том числе дзюдо.

С реставрацией Мэйдзи (1868) искусство ходзёдзюцу пришло в упадок. В современной Японии мастеров ходзёдзюцу осталось очень мало. Одним из них был покойный сэнсэй Симицу Такадзи Даи из школы Синдо Мусо, который с поражающим воображение проворством и изяществом захватывал и связывал противника. Однако почти во всём в Японии существует преемственность, и ходзёдзюцу не умерло совсем. В арсенал полицейских до сих пор наряду с наручниками входит и двухметровая верёвка. Ею удобно пользоваться при задержании сопротивляющегося правонарушителя (например, буйного пьяного) или нескольких человек; в последнем случае их привязывают друг к другу. Верёвкой в Японии огораживают от публики места происшествий, используя её как кордон. Кстати, использованием верёвки японская полиция обязана именно сэнсэю Симицу Такадзи, продемонстрировавшему своё мастерство специальной комиссии в 1927 г. и затем преподававшего ходзёдзюцу полицейским в рамках курса дзюдо. Запрет на занятие боевыми искусствами, введённый после поражения Японии во Второй мировой войне, не затронул ходзёдзюцу, рассматривавшееся к этому времени уже как неотъемлемая часть навыков патрульного полицейского. В послевоенный период основные приёмы были адаптированы к потребностям современной жизни.

Ходзёдзюцу — интересная и таинственная составная традиционных боевых искусств, в полной мере отражающая специфику японского мировоззрения.

0


Вы здесь » pack of the sith. » Боевые искусства » Дзю-дзюцу и дзюдо


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно