«Ninja Jūhakkei» часто изучались вместе с «Bugei Jūhappan» («18 самурайских боевых искусств»), несмотря на то, что некоторые из дисциплин частично совпадали, большинство из них обладало индивидуальным подходом к самураям и ниндзя.
Вот эти 18 дисциплин:
1. Bajutsu (Искусство верховой езды)
2. Bōjutsu (Искусство боя на палках и с другим оружием)
3. Bōryaku (Военная стратегия)
4. Hensōjutsu (Искусство скрытности и маскировки)
5. Intonjutsu (Искусство побега и исчезновений)
6. Kayakujutsu (Пиротехника и взрывчатые вещества)
7. Kenjutsu (Владение мечом)
8. Kusarigamajutsu (Владение кусаригамой)
9. Naginatajutsu (Владение нагинатой)
10. Seishin-teki kyōyō (Духовное очищение)
11. Shinobi-iri (Искусство тайного проникновения)
12. Shurikenjutsu (Метание сюрикэнов)
13. Sōjutsu (Владение копьём)
14. Sui-ren (Водные тренировки)
15. Taijutsu (Бой без оружия)
16. Tenmon (Метеорология)
17. Chōhō (Шпионаж)
18. Chi-mon (География)
Байдзюцу / Bajutsu
Байдзюцу (馬術 : ばじゅつ, «Верховая езда») также известно под названием дзёбайдзюцу (jōbajutsu, 乗馬術 : じょうばじゅつ) и в общем и целом означает японское военное искусство верховой езды.
Бодзюцу / Bōjutsu
Бодзюцу (棒術) в переводе с японского подразумевает искусство владения любым оружием. Любым в том смысле, что человек, овладевший этим искусством, может превратить в оружие практически любую вещь. Однако, чаще всего подразумевается именно палка, или «бо» (bō), которая является одним из самых первых средств защиты и нападения, познанных человеком.
Сегодня бодзюцу обычно связывают с кобудо Окинавы (Okinawan kobudo) или с японским Koryū budō, которое является одним из основных элементов классического военного обучения. В окинавском варианте оружие часто называют просто «kon»
Боряку / Boryaku
Боряку (謀略) это одно из 18 основополагающих умений ниндзя, закончивших школу Тогакурэ (Togakure-ryū).
Наряду с ортодоксальными методами, боряку предполагает использование нетрадиционных стратегии и тактики, а также манипуляции политической обстановкой и другими текущими событиями в обществе для чрезвычайно тонкого воздействия на противника.
Хэнсодзюцу / Hensōjutsu
Хэнсодзюцу (変装術) это японское военное искусство скрытности и маскировки.
Некоторые кланы ниндзя были известны как «Shichi Hō De» (七方出), или «Идущие семью путями», что подразумевает под собой возможность таких людей перевоплощаться в кого угодно: ремесленника, купца, священника, самурая, кукольника или актёра. Бойцы, изучающие эту дисциплину, были хорошими социологами и подолгу изучали жизнь людей в городах и сёлах – до тех пор, пока не могли смешаться с толпой полностью. Очень часто ниндзя носили сразу два одеяния – или хотя бы соответствующие аксессуары, чтобы при случае быстро перевоплотиться в представителя другого класса.
Это искусство отличается от других тем, что нужно в очень краткий миг суметь стать совершенно другим человеком. Например, ниндзя мог подолгу изучать поведение и быт простых работников, чтобы потом, спасаясь от преследования, прикинуться точно таким же работягой – он будет двигаться в толпе столь же привычно и незаметно, как и сотни других – кто такого узнает?
Часто ниндзя подшивали с внутренней стороны «крестьянской», к примеру, одежды тёмное одеяние, которое позволяло быстро и просто сменить заметную одёжку на камуфляж.
Превращение в животных
Частично ниндзя могли «превращаться» в животных, привязывая к ногам специальные деревянные дощечки с вырезанными следами того или иного животного (иногда также использовались «детские» следы). Таким образом отследить ниндзя становилось крайне сложно.
Тонпо / Tonpo
Тонпо – это подкатегория хэнсодзюцу и являет собой «13 методов становления невидимым» (или «13 методов побега»), что в свою очередь является частью «дзинтонпо» (jintonpō, 人遁法), или «Использование людьми метода исчезновения».
Интодзюцу / Intonjutsu
Интодзюцу (隠遁術) – это искусство «исчезновения» ниндзя, которое включает в себя две техники: «готонпо» (gotonpō), или Искусство сокрытия с помощью пяти элементов, а также «синоби аруки» (shinobi aruki), или Тихое движение. Эти техники активно используются практикующими ниндзюцу.
Каякудзюцу / Kayakujutsu
Каякудзюцу (火薬術) – литературное обозначение Искусства пороха, т.е. это стрельба из ружей, использование пороха и взрывчатых веществ и т.п. История и мифология, накрученные вокруг ниндзя и каякудзюцу, сродни тем, что возводились вокруг алхимии в средневековой Европе: практикующие каякудзюцу обращались к «Ти» (Chi, Земля), чтобы добыть «Ка» (Ka, Огонь), точно так же, как и алхимики в своё время использовали Воздух, Землю, Огонь и Воду.
Обычно в качестве сосудов ниндзя использовали бамбук, яйца в качестве взрывснарядов, маленькие бутылочки и деревянные ящики. Яйца склеивались рисом или воском, а внутрь насыпали перечную смесь, которая при случае ударяла недругу в лицо. Также подобные вещицы использовали, чтобы создать густые облака дыма, которые нам сейчас так часто показывают в кино, чтобы сбить нападающих или преследующих с толку.
Бамбук использовался в качестве мин при засаде на дорогах, а маленькие бутылочки удобно подходили для использования в городе, когда нужно было создать много шума из ничего. Деревянные коробки использовались для пробивания брешей в стенах при нападениях на замки или укрепления.
Кэндзюцу / Kenjutsu
Кэндзюцу (剣術) – знаменитое японское фехтование на мечах. Обычно кэндзюцу практикуется через серию ката, выполняемых парно или в одиночку. Школы учат своих подопечных использовать меч против других разновидностей классического оружия, но помимо этого ученики познают ещё и основы боевой психологии.
Сегодня большинство школ koryū продолжают использовать кэндзюцу в своей программе, а некоторые из них даже процветают в относительно небольших масштабах. Такие школы – или рю – как Ягю Синкагэ (Yagyū Shinkage-ryū), Касима Синто (Kashima Shinto-ryū), Касима Син (Kashima Shin-ryū), Касима Синдэн Дзикисинкагэ (Kashima Shinden Jikishinkage-ryū), Хёхо Нитэн Ити (Hyoho Niten Ichi-ryū) являются наиболее известными среди ныне существующих. Многие из этих школ прослеживают свою родословную вплоть до зарождения в период сёгуната Токугава. Многие другие могут отследить свою историю от основателей, живших в XIV в. – это школы Манива Нэн (Maniwa Nen-ryū, основана в 1368 г.), Тацуми (Tatsumi-ryū, 1504-1521 гг.) и Касима Син (Kashima Shin-ryū, около 1450 г.)
Путаница с другими практиками
Кэндзюцу не нужно путать с другими практиками, такими как иайдо (иайдзюцу). Да, между ними существует весьма сильная связь, но всё же кэндзюцу и иайдзюцу – разные практики. Чаще всего иайдзюцу выступает в качестве отдельной и дополнительной практики в большинстве школ кэндзюцу.
Иайдзюцу позиционируется как искусство противодействия воину, вооружённому чаще всего мечом, так что изучение этой техники последователям кэндзюцу оказывается только на руку.
Одним из коренных отличий иайдзюцу от кэндзюцу является положение меча в начале выполняемых ката. В иайдзюцу меч находится в ножнах, а в кэндзюцу большинство ката происходят с участием уже обнажённого оружия.
Оснащение
За прошедшие пятьсот лет оснащение в кэндзюцу изменилось чрезвычайно мало. Всё так же в качестве учебного оружия используется боккэн – деревянное подобие меча. По разным причинам различные школы изготавливают для своих учеников свои собственные боккэны, отличающиеся длиной, формой и весом. Например, боккэны из школы «Yagyū Shinkage» сравнительно тонкие и без гарды, что связано с особым подходом к бою в школе. Последователи «Kashima Shin» используют немного утолщённые боккэны по сравнению с большинством, используемым в других школах.
Некоторые школы используют «фукуро синай» («fukuro shinai»: бамбуковый меч, обтянутый кожей или тканью) – такие мечи, как правило, дают младшим ученикам, которые ещё не умеют безопасно управлять боккэном на полной скорости, да и вообще в качестве общих мер предосторожности. Фактически синай в тренировках используют, начиная с XV века.
Нитодзюцу
Отличительной чертой многих школ кэндзюцу является использование парных одати (ōdachi) и кодати (kodachi) или сёто (shotō) – такой стиль боя получил название нитодзюцу (nitōjutsu), метод двух мечей. Одним из самых известных мечников этой техники был Миямото Мусаси (1584-1645), которые основал школу под названием Хёхо Нитэн Ити (Hyoho Niten Ichi).
Однако нитодзюцу как таковое не являлось уникальным ни для этой школы и его основателем был не Миямото Мусаси. В начале периода Муромати (1392-1603) действовала школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто (Tenshin Shōden Katori Shinto), плюс в период Эйсё (1504-1521) существовала школа Тацуми (Tatsumi), элементы чьей программы и задействовал Миямото при создании своего стиля и своей школы.